Аэростаты на вооружении ЗСУ

Поскольку литература по современному военному воздухоплаванию стран бывшего СССР, да и послевоенного СССР тоже, практически отсутствовала (до недавнего времени), достоверной информацией как по технике, так и организации воздухоплавательных частей, не располагают даже многие специалисты.

Что касается Украины, в интернете обнаружилась статья в которой перечислены основные типы аэростатов состоящих на 2015 год на вооружении Збройних сил. Речь идет о материале:

«Аналіз світового досвіду застосування військових аеростатних літальних апаратів та перспективи їх використання у збройних силах україни», Беляєв Д.М., Расстригін О.О., Семенюк Р.П., Бунаков В.П., Центральний науково-дослідний інститут озброєння та військової техніки ЗС України, м. Київ, https://oai.org.ua/index.php/record/view/856572

В этой статье перечислены несколько советских дрейфующих и один привязной аэростатный комплекс. Мы их ниже последовательно рассмотрим. Поскольку литературы крайне мало, фото и описания приведем по мере необходимости похожих систем.

Из книг-источников укажем:

Однако для начала покажем сводную таблицу:

Начиная разговор о дрейфующих аэростатах поясним, что оболочки изготовлялись из полиэтиленовой пленки. И являются по сути одноразовыми. Следовательно, это расходный ресурс.

АГ-6М

Семейство аэростатов АГ — первый массовый полиэтиленовый аэростат в СССР. Создавался по образу и подобию НАТО-вских аппаратов, нарушающих воздушное пространство Советского союза. Они падали, их сбивали. И изучали.

АГ-6 фото я не видел, как и четких ТТХ. А вот про АГ-1 и АГ-2 известно больше. Внешний вид характерен:

На форуме (http://www.russianarms.ru/forum/index.php?topic=3804.0)

можем посмотреть ТТХ АГ-1:

Принят на снабжение в 1959 году.
Объем оболочки — 12, м3.
Масса агитационных материалов — до 5 кг.
Высота полета — до 5000 м.
Дальность полета — до 300 км.
Продолжительность полета — до 5 часов.
Расчет подготовки запуска — 3 человека.
Возможен групповой и массовый запуск.

Если для АГ-6м заявляется нагрузка 200 кг и высота больше 10 км, следовательно он был гораздо больше. Википедия пишет, что дрейфовать он может до 7 суток

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%B4%D1%83%D1%88%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B0%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B2

Оболочка крайне технологична. Приборы времени и сброса позволяли сбрасывать груз как при дрейфе, так и при снижении гондолы на парашюте. АГ-6м оценивается как лучший советский дрейфующий аэростат для полета на высоте тропопаузы. Дальность полета выводит это средство в стратегические беспилотные летательные аппараты.

На форуме http://poobbc-efir.ru/arhive.php?date=2016-03

можем видеть фото применения похожих аэростатов на учениях для полета на малых высотах с целью создания ложного ордера (построения кораблей), Одесский военный округ, 1988 г.

На фото аэростаты обозначены как МРШ (малоразмерный шар), но мы видим характерную узнаваемую форму.

АРП-АГМ

Аэростат постановки помех и сброса агитационных материалов в заданном районе.

Объем 325 метров кубических. Оболочка открытого типа. То есть, во время полета имеется открытый шланг для выхода избытка несущего газа при подъеме до зоны равновесия или перегрева несущего газа от солнца.

Продолжительность полета — до суток. Штатная высота полета: при массе полезной нагрузки 100 кг в начале 6500 м., после полного сброса 9500 м. А при весе 50 кг — 8900 м в начале и 12000 в конце.

Высота оболочки в выполненном состоянии 9,2 м. Диаметр по миделю — 8,8 м. Вес: 20-22 кг.

Верх и низ оболочки заделывался дюралевыми зажимами. К нижнему крепилась подвеска. Гондола представляет собой систему подвески на которой крепится блок управления (в составе таймера и барометра), баластницы и контейнеров с полезной нагрузкой. Контейнеры подвешивались на нитках, а механизм являет собой механизм с ножом и электродвигателем, по таймеру перерезающим эти нити.

Барометр же выдвал сигнал на ссыпание части баласта при снижении аэростата до определенной высоты, обеспечивая таким образом движение аппарата на определенном эшелоне.

Что бы избежать переохлождения аппаратуры, укладывают теплоаккумуляторы: нагретые сосуды с дистилированной водой.

На форуме https://forums.airbase.ru/2016/12/t29971_22—epr-i-radiozametnost-aerostatov.1340.html

можем видеть фото запуска подобного аэростата с палубы десантного корабля

В 1970 г. на войсковых учениях «Днестр» состоялись групповые запуски с применение 60 аэростатов АРП-АГ для создания облака помех. Для выполнения задачи привлекли 126 воздухоплавателей.

АН-С, АН-В

Аэростат-носители средневысотный и высотный соответственно. Относятся к третьему поколению военной воздухоплавательной техники. Инфы о них еще меньше чем про рассказанные выше.

Объем оболочки по всей видимости 1600 метров кубических для средневысотного, для высотного еще больше., 130000 в выполненном состоянии. Тут нужно пояснить: это цифры максимального объема оболочки. Но на старте газа заправляют в разы меньше (для высотного раз в десять), что бы ему было куда расширяться с набором высоты.

Это самые большие и сложные аппараты из рассмотренных. Поскольку по ним инфы практически нет, имеет смысл как модель рассмотреть современную вариацию этих стратостатов, производящихся в России. Тем более, что создавало и при СССР и сейчас эти аппараты то же предприятие: ДКБА. И называется данное изделие ВАЛ («Высотный аэростат-лаборатория»), https://dkba.ru/projects/high-altitude-aerostat-laboratory-val

ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЫСОТНОГО АЭРОСТАТА-ЛАБОРАТОРИИ «ВАЛ»

Объем оболочки 180000 м3
Начальный объем газа (водорода) 1950 м3
Полезный вес аэростата 1785 кг
Максимальный вес полезной нагрузки 900 кг
Максимальный расчетный вес подвески 1400 кг
Высота первой зоны равновесия 30 км
Высота зоны равновесия без балласта 33,5 км

 

Продолжительность полета (при весе балласта 825 кг)
— в теплый период года
— в холодный период года
13 суток
9 суток
Вертикальная скорость приземления на парашюте подвески весом 600 кг 7 м/с
Высота начала ссыпа балласта 23 км
Температура окружающей среды -60…+50 °С
Влажность воздуха (при t=30°С) до 98%
Давление (при to, соответствующей Н=35км) до 5 мм рт.ст.
Сохраняет работоспособность после воздействия ударных нагрузок с ускорением до 3g

Таким образом мы видим, что при должном планировании такие аппараты способны преодолевать тысячи км. Осуществляя маневр по высоте, меняя эшелон и попадая таким образом в воздушные течения необходимого направления, аэростат может быть выведен в нужный район. Даже на другом континенте.

На этом с дрейфующими аэростатами ЗСУ придется поставить точку, так как данные исчерпаны. Отметим только, что данных о реальных полетах таких аппаратов на Украине никто пока не опубликовал..

АЗ-55

В таблице, которую мы приводили в начале, единственным привязным аэростатом состоящим на вооружении значится АЗ-55. Аэростат заграждения. Наверное самый массовый привязной советский аэростат после Второй мировой войны. Аэростат балонетного типа, объемом 745 метров кубических.

Машина довольно древняя, оболочки из прорезиненной ткани. Из-за чего наполнять гелием экономически не целесообразно. При базировании для стационарных креплений требуется вырыть яму. Что, кстати говоря, не позволило его использовать при ликвидации аварии на ЧАЭС.

Однако, несмотря на почтенный возраст (а спроектирован был еще пятидесятые), он долго оставался актуален. К примеру, двумя этими аэростатами снабдили Сирию во время войны в 1982 г. (аппаратура связи). Кстати, к этому были привлечены воздухоплаватели с Украинской части. Упоминается Одесская воздухоплавательная эскадрилья. Но, честно говоря, слышу ней впервые.

В каком состоянии сейчас находятся эти аэростаты не знаю. Но следует учитывать естественное старение резины.

На этом обзор аэростатов из списка находящихся на вооружении исчерпан.

Отметим, что Чугуевский авиаремонтный завод (https://charz.com.ua/) заявляет о выпуске привязного аэростата:

Однако подробных данный о комплексе и том, изготавливает ли само предприятие оболочки, нет.

Также над Мариуполем поднимался аэростат системы «хеликайт».

По данным:

https://news.guru.ua/news/428582/V_nebe_nad_Mariupolem_letaet_meteozond.html

Использовался он для РХБЗ. Однако подробных данных об этом комплексе, опять же, нет.

Также в интернете можем найти фото применения сферического привязного аэростата:

Но опять таки подробности не опубликованы

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: