Ремонт антикварного механизма часов Le Roi a Paris

Эпопея эта началась с картонной коробки из которой выглядывали фрагменты часов, механическую часть которых попросили восстановить.

После распаковки оказался комплект, состоящий из:

  • циферблата с механизмом
  • маятника
  • гонга
  • заводного ключа

Циферблат эмалевый, с приметной надписью Le Roi a Paris. На самом деле эта надпись вообще ни о чем не говорит. Просто в свое время это был модный бренд под которым производили часы несколько фирм. Состояние циферблата скверное: эмаль потрескана, местами сколота. Кстати, эмаль тонкая, как яичная скорлупа, на бумажной выпуклой основе.

Маятник любопытный, эта многокомпонентная конструкция не для красоты, а для термокомпенсации. Это маятник Гарсиона, изобретенный в первой половине XVIII в.

В то время как одни стержни расширяются вниз. Другие — вверх. Так достигается относительная неподвижность центра тяжести при изменении температуры.

Вообще говоря, такое ноу-хау в свое время сильно повлияло на часовое дело. Ибо альтернативный путь, применение деревянного веретена маятника, сопряжено было с извечный врагом дерева: влагой. Недостаточно просто лакировать заготовку: ее медленно погружали в масло, что бы оно впиталось в поры. Затем сушили, обрабатывали. Этими секретами владели в Германии. Но массовых изделий так делать все равно не получалось. Производство же компенсационного маятника из разных металлов было лишь вопросом промышленных возможностей.

Гонг также внушал уважение. Хотя и явно серийная, но добротная старая работа.

Владелец механизма жаловался, что стрелка отпадает. И сразу стала ясна причина: штифт, фиксирующий минутную стрелку отсутствует. И кто-то явно пытался приклеить ее чем-то вроде «Момента» (кошмар). Снимаем стрелки.

Циферблат вместо нормальных штифтов прикреплен к механизму медными проволочками. Откручиваем и их.

Вот оно! собственно механизм.

Теперь разберемся с клеймами. На задней платине и на гонге мы видим орла с аббревиатурой FMS. Это предприятие: Friedrich Mauthe, Schwenningen, производило настенные часы с первой половины XIX в. и вплоть до 70-х годов двадцатого столетия. Форма орла со временем менялась, что является критерием датировки.

Также в Германии было принято клеймить номера патентов. Что еще сужает период датировки.

Также есть мнение, что данная форма прорезей на платинах делалась после начала Первой мировой войны. Таким образом, датируем период производства механизма: 1914 — 1925 г. И можем сказать, что в руках раритет столетней давности.

Начинаем осматривать, искать грубые неполадки. И сразу видим первую проблему: нет пружины храповиков. Вернее, на ходовом колесе безобразная проволочка. Что, кстати говоря, небезопасно: если слетит при заведенной пружине — бахнет так, что поломает механизм.

Первая проблема с этой пружиной была в том, что я не представлял конкретно как она должна выглядеть. Обломок ее на механизме не прояснял этот вопрос. И тут хвала интернету. Спасибо https://german242.com и http://www.watch.ru/. На форуме выложили фото:

Восстанавливать имеющуюся до такого вида было сложно. Изготовить новую — тоже. В целом, это был запасной вариант. А пока — вояж по Киевским барахолкам. Две недели поисков и в итоге, о чудо! Нашлась у одного часовщика такая запчасть.

Теперь дальше, когда я снимал поломанную пружину — обратил внимание, что в заводном барабане ось не зацеплена с пружиной и барабан открыт.

Поскольку механизм был грязный и чистки не избежать — снимаем платины и рассыпаем колеса. Осматриваем барабан боя и … Видим сломанные зубцы :(((

Причем не один-два, а гораздо больше. Это ключевая проблема. Прежде всего, барабаны в разных часах не унифицированы. Следовательно, запчасть найти это проблема. И второе, высокая нагрузка. То есть, если пружина храповика хоть и сложная, но нагрузка на нее не большая, соответственно изготовить ее теоретически можно даже в кустарных условиях. Но впаять зубцы в барабан, да еще и целые их участки — задача не тривиальная.

В общем, я замерил штангенциркулем размеры барабана и попытался найти данную деталь. Коллеги были настроены пессимистично касательно успеха поисков, подчеркивая уникальность старых механизмов. И действительно, около месяца обрыскивал барахолки, объезжал мастерские. В итоге — ура! Обнаружил на раскладке старьевщика ржавый механизм, присмотрелся — довоенный Югенс! Проверил размеры барабана, примерно подходило.

Что ж, теперь помоем механизм и начнем собирать. Чистим все в бензине «Галоша», используя кисточки и щетки. Интересно сравнить старинное (вверху) и современное колесо:

Мы видим, что на трибе ранее устанавливали штифты. А в современном — зубцы фрезерованы.

И так, чистим все, сушим и начинаем собирать. Прежде всего внимательно осматриваем  колеса и аккуратно по мере возможности выравниваем зубцы, штифты. Владелец рассказывал, что часы неоднократно роняли. На барабане сломаны три участка зубцов. Вероятно три раза и роняли. Тогда и колеса погнули.

Собираем колесную систему, проверяем все ли в порядке.

И теперь многострадальный барабан. Поскольку пружина в барабане боя отличается от оного в барабане хода, пришлось переставить в новый — ось и пружину с поломанного. Для чего пришлось слегка развернуть отверстие под ось (старая ось оказалась чуть больше). Перестановка пружины это был трэш: пружина сильная, острая. И если допустить ошибку, пружина сорвется из замка, вырвется из рук и т. д., можно получить травму. Пружина со старого барабана явно заводская: на отпущенном участке красивые цвета побежалости, правильные вырезы под замок. В отличие от снятой пружины. Такое впечатление, что она была обломана и установлена после этого в кустарных условиях (хотя и совсем не плохо).

Теперь собираем все до купы.

Накрываем платиной, ставим рычаг и подгоняем штифт.

Пробуем запустить

Хорошо! Теперь — на стену

Часы идут нескольки часов и … останавливаются. Ой-ой-ой :(((

Разбираем, исследуем. И находим: так как новый барабан боя слегка больше родного, в определенном положении он задевает за обод минутного колеса. Пришлось аккуратно опилить ~ на 0,3 мм. Была мысль поставить это колесо от «Югенса». Но для этого нужно было рассверливать отверстие в платине. Что для антикварной вещи очень плохо.

Теперь все вновь собираем и испытываем

Все работает!

Базового ход выставляем с помощью софтины Clock Tuner на Android. Выше приводилось клеймо, где ставилось количество полуколебаний маятниа. Проверяем с секундомером, пересчитываем на полуколебания в час (единицы измерения для программы, в данном случае оказалось 3180) и выставляем положение линзы маятника на такой высоте, что бы точки показаний выстраивались горизонтально.

Кстати, интересно обратить внимание на свисающую веревочку. Это не случайно ;). Дернув за нее — поднимается рычаг отмыкания и срабатывает бой. Что очень удобно (это не самодеятельность, так было задумано немцами).

В общем, интересный был проект.

комментариев 6

  1. Зубья барабана были сломаны когда сорвалась пружина храповика это частый дефект во всех старинных часах при отсутствии нескольких зубьев вставляем новые это займет максимум пол часа да и пружину храповика там очень легко изготовить так как родная часто ломается. Ну а так в целом интересно почитал

  2. Вот еще вариант крепления собачки храповика

  3. Сподобалось, дякую, цікавий опис ремонту старого годинника!

  4. Вчера делал такие правда пол дня ушло замена двух пружин хода и боя убрал выработку на скобе и третье колесо боя и пружинки храповика заменил. А зубья барабана что выше на фото делаются за час максимум вставляются новые с донорского барабана

  5. Здравствуйте. У меня такие же часы и схожая проблема — несколько зубьев барабана пружины сломались. Где именно удалось найти подходящий барабан?

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

%d такие блоггеры, как: